А если посмотреть на советскую школьную программу, то видно еще кое-что - она выбирала именно те истории, где деревенские выставляются замшелыми ретроградами, которым якобы очень нужна революция. "Дубровский", "Горе от ума", "Ревизор", "Мертвые души", "Отцы и дети"... Везде одна идея: этот приезжий парень конечно странный фрукт, но ведь как он раскачал деревенское болото! Как показал отсталость верхов и страдания низов!
Зато две замечательные книжки Лескова - "Соборяне" и "На ножах" - мало того, что в школьную программу не вошли, они вообще были запрещены. Видимо, потому, что в них рассказывалась альтернативная история. Живут люди в деревне не то чтобы припеваючи, но со своей местной гармонией. А потом приезжает городская революционная сволочь и начинает плести интриги, стараясь в каждом деревенском зацепить самые худшие качества и стремления. Но деревенские в конце концов собираются и выкидывают городскую сволочь.
Нет, я не настаиваю на том, чтобы применять версию Лескова в случае современных фарберов. Просто наскучивает однообразие сюжетов и их однообразное развитие во всех СМИ. Словно мы опять в Совке. Или в той тусовке XIX века, которая породила этот Совок.
PS. А Пушкин, скукин сын, ловчее всех выкрутился из истории с городским революционером. Концовка ДУбровского звучит на редкость современно:
"Он собрал всех своих сообщников, объявил им, что намерен навсегда их оставить, советовал и им переменить образ жизни. - Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло. - После сей речи он оставил их, взяв с собою одного"
Хочется добавить - "и запустил новый честный проект, сидя за границей".