Тот ещё Шелли (lexa) wrote,
Тот ещё Шелли
lexa

Category:

Лем и тайное оружие ЦРУ

В комментариях к статье про "Дюну" и "Основание" меня особенно удивили граждане, у которых сильно подгорает от двух известных фактов. Во-первых, их расстроило, что я назвал Станислава Лема представителем советской фантастики (хотя он жил в Польше). И второе - это моя фраза "Деятелям американской литературы и кино была дана команда обогнать Советы хотя бы в фантастике". Возмущенные знатоки американской свободы кричат, что только в Союзе можно было давать команды людям искусства - а в Америке никто бы не смог заставить вольнолюбивых художников заниматься пропагандой.

Ну, давайте проведём немного просвещения. Начнём с Лема. Нет, я не буду призывать вас читать его романы "Астронавты" и "Магелланово облако", в которых описано коммунистическое (прямым тестом, Бивис - коммунистическое) общество будущего; по словам самого Лема, "экстракт соцреалистического периода". Но это слишком лонгрид, как говорят хипстеры. Лучше почитаем кусочек более поздних воспоминаний из книги "Так говорил Лем". Вот как он описывает свою - советскую - аудиторию:

"Я помню встречу со студентами Московского университета. Собрались такие толпы, что я, должно быть, выглядел, как Фидель Кастро среди своих поклонников. У русских, когда они ощущают интеллектуальное приключение, температура эмоций значительно более высока по сравнению с другими странами. Сартр, когда возвращался из Москвы, был буквально пьян от того, как его там носили на руках. Я тоже это испытал. Русские, если кому-то преданны, способны на такую самоотверженность и жертвенность, так прекрасны, что просто трудно это описать.

Но к чувству триумфа примешивалась горечь. Мне хотелось, чтобы это происходило в моей родной стране. В Польше всё было по-другому. Когда в Военно-техническую академию в Варшаве приехали мои знакомые космонавты, они пожелали, чтобы я тоже там присутствовал. Меня привезли туда на машине, и я был втянут в орбиту официальных ритуалов. А когда мы вместе оказались в Институте авиации, ситуация для меня оказалась тягостной: космонавтам вручили цветы, вписали их в книгу почетных гостей и т. д., а с этим Лемом, как с лакеем, не знали, что делать. В Москве меня все знали и читали, сам Генеральный конструктор, то есть Сергей Королев, создавший всю космическую программу СССР, читал Лема и любил Лема, а у нас эти партийные начальники и полковники не имели обо мне ни малейшего понятия. Я был вышитой подушечкой, которую пожелали иметь гости, вот им её и предоставили».


Но может быть, это просто личные эмоции Лема для отдельно взятой книжки? Может, на самом деле он был буржуазно-капиталистическим фантастом? Давайте почитаем мнение со стороны. Прямо с той стороны, с буржуазно-капиталистической. В 1973 году Лема, уже как всемирно-известного фантаста, пригласили стать почётным членом американского союза писателей-фантастов (SFWA). Это очень расстроило другого члена данной организации - писателя Филипа Дика. В 1974 году Дик пишет донос в ФБР, где говорится:

"Прилагаю письмо профессора Дарко Сувина, относящееся к информации и документам, переданным вам ранее (вы поняли, да? - это уже не первый донос Дика). Перечислены вместе с ним и три марксиста, о которых я сообщал вам ранее: Питер Фиттинг, Фредрик Джеймсон и Франц Роттенстайнер, являющиеся официальными агентами Станислава Лема на Западе. Текст письма свидетельствует о значительном влиянии публикуемых ими «Исследований научной фантастики».

Дело не в том, что эти лица являются марксистами, и даже не в том, что Фиттинг, Роттенстайнер и Сувин иностранцы, а в том, что все они без исключения представляют собой звенья цепи передачи распоряжений от Станислава Лема из Кракова (Польша), который является ведущим функционером Партии (я знаю об этом из его опубликованных сочинений и личных писем ко мне и другим людям). Лем, вероятно, является целым комитетом, а не лицом (поскольку пишет разным стилем, и иногда демонстрирует знание иностранных языков, а иногда - нет), созданным Партией за Железным занавесом для захвата монопольной властной позиции для манипуляции общественным мнением посредством критических и педагогических публикаций, что является угрозой всей сфере нашей научной фантастики и свободному обмену мнениями и идеями в ней.

Вдобавок ко всему Питер Фиттинг начал готовить книжные обзоры для журналов Locus и Galaxy. Партия оперирует издательским домом [в США], который публикует большое количество контролируемой партией научной фантастики. В ранее отправленных вам материалах я отмечал их очевидное влияние в нашей профессиональной организации, Science Fiction Writers Of America.

Их основные достижения могли бы быть в областях научных публикаций, критики книг и, возможно, - посредством нашей организации - в области контроля за присуждением в будущем премий и почетных званий. Но сейчас, как мне кажется, кампания, направленная на утверждение Лема в качестве крупного писателя и критика, теряет почву. Она начинает встречать серьезный отпор: сегодня считается, что творческие способности Лема были переоценены, а грубая, оскорбительная и глубоко невежественная критика им американской научной фантастики зашла слишком далеко и оттолкнула от него всех, кроме приверженцев Партии (и я - один из тех, кого она оттолкнула в наибольшей степени).

Для нашей сферы и ее чаяний было бы печально, если бы большая часть критики и публикаций оказалась под контролем анонимной группы из Кракова (Польша). Что тут поделать, не могу себе представить".


И тут мы плавно подошли ко второму вопросу, об участии деятелей американской культуры в пропаганде. Про стукача Филипа Дика вы уже поняли: именно после его требований ("или он, или я!") Лема выперли из SFWA. Но кто-то может сказать, что это просто личная инициатива Дика. А у меня в статье было написано, что им "давали команду".

Хорошо, вот вам цитата про команду. Чтобы было приятно знатокам американской свободы, я не буду ссылаться на российские источники, и уж тем более на советские. Пусть это будет свободная британская газета The Independent. Статья называется "Современное искусство как оружие ЦРУ":

"Решение включить культуру и искусство в арсенал Холодной Войны было принято сразу же после создания ЦРУ в 1947 году. Расстроенное тем фактом, что коммунизм всё ещё привлекает многих интеллектуалов и людей искусства на Западе, новое агентство создало специальное подразделение Propaganda Assets Inventory, которое на пике своей активности контролировало более 800 газет, журналов и других медийных организаций. Они там шутили, что это работает как музыкальный автомат: когда ЦРУ нажимает кнопку, во всём мире играет та мелодия, которую они заказали.

Следующий важный шаг произошёл в 1950-м, когда в агентстве был создан Департамент международных организаций под руководством Тома Брейдена. Именно эта подразделение ЦРУ финансировало мультипликационную версию "Скотного двора" Джорджа Оруэлла, оно же спонсировало фестивали американского джаза и оперы, международные туры Бостонского симфонического оркестра. Агенты этого подразделения работали в киноиндустрии, в книжных издательствах, даже в качестве авторов популярных путеводителей. И, как мы теперь знаем, именно это подразделение занимались продвижением анархического движения американских художников-абстракционистов и экспрессионистов".


Конечно, всего этого нынешние хипстеры не изучают в школе. Тем не менее, при наличии мозгов можно догадаться, что война - даже холодная - предполагает две стороны, применяющие оружие.

Хотя, если эти дети выросли на "Звёздных войнах", "Властелине Колец" и "Дюне"... Ну да, видимо, оружие действительно попало туда, куда целили. Именно но мозгам.

PS. Кстати, в этот четверг, 7 октября, в московском литмузее им. Даля состоится конференция в честь 100-летия Станислава Лема. Я собираюсь там выступить в 6 часов вечера, с докладом "Футурология как несостоявшаяся наука". Будет ли там свободный вход, или нужна какая-то регистрация, не знаю - наводите справки самостоятельно. Вроде будет и онлайн-трансляция (см. по ссылке программу конференции, там все детали).


Tags: книги, музыка, нанополитика, футурология
Subscribe

Posts from This Journal “футурология” Tag

  • размечтались, андроеды!

    Если вы ещё не смотрели второй сезон комического сериала "Проект Анна Николаевна", то могу лишь повторить - именно так должен выглядеть киберпанк в…

  • футурология - наука или нет?

    Если вы не дошли до нашей лемологической конференции, можно посмотреть её в записи на YouTube. Только сразу предупреждаю: там дюжина докладов, это…

  • кому сдались ваши персы?

    Отмечаем бабье лето запуском второго сезона подкаста "Смени пароль!". В новом выпуске мы с Сашей Гостевым и Серёгой Головановым проводим ликбез по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

Posts from This Journal “футурология” Tag

  • размечтались, андроеды!

    Если вы ещё не смотрели второй сезон комического сериала "Проект Анна Николаевна", то могу лишь повторить - именно так должен выглядеть киберпанк в…

  • футурология - наука или нет?

    Если вы не дошли до нашей лемологической конференции, можно посмотреть её в записи на YouTube. Только сразу предупреждаю: там дюжина докладов, это…

  • кому сдались ваши персы?

    Отмечаем бабье лето запуском второго сезона подкаста "Смени пароль!". В новом выпуске мы с Сашей Гостевым и Серёгой Головановым проводим ликбез по…