Тот ещё Шелли (lexa) wrote,
Тот ещё Шелли
lexa

Categories:

ваша заливная рыба

Я думал, этот "День сурка" уже закончился, но нет - сегодня в автобусе рядом сел мужик, который смотрел на мобильнике "Иронию судьбы". И вроде бы ежу понятно, как это работает. Чистый павловский рефлекс целого поколения: когда ты вкусно кушаешь (Новый год), ты определённо запомнишь фильм, который в это время показывали по телеку.

Однако в последние годы я не раз читал, как люди описывают свою любовь или ненависть к этому фильму разными длинными и умными словами. Их можно понять: граждане пытаются выдавить из себя собаку Павлова, пытаются как-то рационализировать эту странную мозговую прошивку, которая заставляет их каждый год вздрагивать при звуке знакомых песенок и цитат. Либо пытаются отделить себя от старшего поколения и доказать, что у них такой прошивки нету.

Более интересный вопрос в другом: можно ли после этого объективно, без эмоций, проанализировать данный фильм? Не знаю, но это хороший вызов. И в этом посте я собрал свои старые комментарии, которые писал в разных дискуссиях про этот фильм.

# # #

Во-первых, "Ирония судьбы" - это попытка снять французское кино. Есть у французов такое удивительное умение - заполнить два часа экранного времени одними только смешными разговорами, без особого экшена. Конечно, этого не понять современным фанатам Голливуда, который оккупировал все экраны. Но советский человек такие фильмы хорошо знал и любил. Яркий пример такого кино, где всё происходит в одной квартире - "Налево от лифта" с Пьером Ришаром; из более современных в том же духе рекомендую фильм "Имя" (Le Prenom), получивший две премии "Сезар" в 2013 году.

Но у французов искусство таких тонких развлечений стоит на мощном основании: у них есть сытая буржуазная культура, которая может себе позволить и болтать целыми днями, и выпивать, и дверями ошибаться, и любовниц менять. И те люди, кто смотрит такое кино во Франции - они примерно из того же класса отдыхающих, что показаны на экране. Это естественные для них "бытовые истории".

Советская же версия вышла странной пародией на этот жанр. Вроде нас пытаются рассмешить точно так же, по-французски, чтобы одни только чувства и никаких производственных отношений - но выходит слишком натянуто и необъяснимо. Или, что ещё хуже: объяснимо через "особую" "высокую" человечность, которая не каждому доступна. Но при этом нам активно показывают эти особые "коды" как оправдание. Все эти печальные песни и стихи, которые вшиты в комедию белыми нитками.

И вот это уже не французское, конечно. Это местный колорит, который называется "брежневский застой". Причём своими белыми нитками фильм наглядно показывает, как этот застой родился. Словно бы люди, победившие в мировой войне и превратившие страну из отсталой аграрной в ведущую индустриальную державу, те самые люди, что осваивали Крайний Север и Космос, вдруг остановились и сказали себе: "Да хватит уже, нафига всё это надо, если у нас уже есть французский салат оливье, отдельная квартирка и смазливая соседка. Всё, теперь идём в баню и бухать!" А может, не они сами так сказали, а их сытые дети, которым уже не нужно было никуда подрываться.

"Ирония судьбы" была первой ласточкой в череде таких откровений. А дальше они посыпались как из ведра - "Осенний марафон", "Отпуск в сентябре" и так далее. И везде одна и та же скука-печаль интеллигентов, которые мечутся между жёнами и любовницами, бухают и жрут, и больше не делают НИ-ЧЕ-ГО.

А потому что жизнь и так удалась, почти как у французских рантье. Неженатый мужик (Лукашин) имеет здоровенную новую квартиру в столице. За какие заслуги, нам не показано (хотя казалось бы, чего проще: хоть пару минут удели на это, покажи "скорую помощь", сложную операцию, задумчивое лицо хирурга - не, нихера такого). Зато нам показывают, что для этих людей вполне нормально летать туда-сюда на самолётах и хорошо отдыхать.

Аналогичная ситуация с ленинградской блондинкой Надей, также не имеющей никакой семьи аж до 34 лет, и никак не проявляющей своих профессиональных качеств. Однако эта "учительница русского языка" тоже имеет роскошную квартиру в другой столице, и холодильник у ней не пустует, и одета с иголочки.

То есть, пока вся страна где-то пашет, эти столичные граждане просто скучают от сытого безделья и при первой возможности меняют партнеров. Но! - говорят нам создатели фильма, - оне имеют право! - потому что оне могут отчебучить Пастернака, Цветаеву и другие растения. Значит, это какие-то особые люди. Как будто люди будущего, но со статусом уважаемых жрецов из прошлого.

В итоге получилась не просто алкогольная "комедия ошибок": фильм показывает реальную проблему советской интеллигенции. Она была интересным конструктом - но очень сырым, недостроенным. Мощный рывок индустриализации и урбанизации привёл с появлению целого поколения "новых людей", у которых определённо удались такие штуки, как инженерно-техническое образование и медицина (война всегда ускоряет эволюцию этих двух направлений).

Но вся остальная культура этих "новых людей" была - увы и нах. Вот и фантазировали на ходу, пытаясь собрать своё чудище Франкенштейна из подручных обломков. Чтобы честь - как у дворян (помним по книжкам и стишкам), любовные приключения - как у французских буржуа (видим по фильмам оттуда), а бухло и драки - как у вчерашних деревенских (генетическая память).

В то же самое время другие фильмы пытались давать гражданам более понятные и вдохновляющие примеры: только что перед "Иронией судьбы" вышли "Красная палатка" и "Белое солнце пустыни", "Туманность Андромеды" и "Москва-Кассиопея", а уж героических фильмов про Великую отечественную было просто не счесть. Но товарищ Рязанов смело показал, что происходит в столицах на самом деле. Как от сытой жизни безо всяких культурных ориентиров и без созидательной деятельности недостроенный конструкт советской интеллигенции разваливается, прихватив за собой всю страну. Главный образ фильма - "какая гадость эта ваша заливная рыба". Гниющая с головы, само собой.

В итоге, "Ирония судьбы" на момент выхода была очень мрачным фильмом-предсказанием, пострашней "Терминатора". Однако простые советские граждане, не страдающие символизмом, проигнорировали основной посыл Рязанова. А трансляция фильма во время весёлого новогоднего застолья, по принципу павловских рефлексов, закрепила эту картину в умах населения как ностальгическую комедию. Говорят, благодаря аналогичной ошибке древний человек однажды изобрёл мыло.

Tags: кино, ретро
Subscribe

  • Тарковский для бедных

    "Если ты пойдёшь с нами, мы будем звать тебя Стокгольм." (La Casa de Papel) После моего обзора западных сериалов товарищи по палате спрашивают,…

  • сороки

    Собирая календарные приметы для " Солнцеворота", обнаружил, что борьба с праздником весеннего равноденствия одинаково безуспешно шла как в…

  • Супермен и Люся

    Забавный пример того, как сделать мировой пиар с помощью "ценителей поэзии". 4 марта какая-то жёлтая британская газета пишет, что в США найдено…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Тарковский для бедных

    "Если ты пойдёшь с нами, мы будем звать тебя Стокгольм." (La Casa de Papel) После моего обзора западных сериалов товарищи по палате спрашивают,…

  • сороки

    Собирая календарные приметы для " Солнцеворота", обнаружил, что борьба с праздником весеннего равноденствия одинаково безуспешно шла как в…

  • Супермен и Люся

    Забавный пример того, как сделать мировой пиар с помощью "ценителей поэзии". 4 марта какая-то жёлтая британская газета пишет, что в США найдено…