Тот ещё Шелли (lexa) wrote,
Тот ещё Шелли
lexa

Category:

критический баян

Долго дожидался я рецензии на свой роман от многоуважаемого Владимира Березина, и наконец дождался - вот она. Ничего плохого про неё не скажу: очень нужная, очень своевременная рецензия. Но чтобы два раза не вставать, скажу нечто общее - такое, что видят далеко не все, ибо для этого надо работать в спецслужбах внимательно смотреть. То самое, что Уильям наш Гибсон вынес в название романа Pattern Recognition, неверно переведённое на русский язык.

У конкурса "Новые Горизонты" есть отличная фича: там все члены жюри пишут отзывы на судимые произведения. Отзывы публикуются на сайте общей лентой, что и позволяет осуществить "распознавание паттернов". Читая одну отдельную рецензию, вы этого не увидите. По одной рецензии вам даже может показаться, что критик действительно пишет о том произведении, которое упоминает. Но стоит прочесть несколько рецензий одного критика - и вы поймёте, что критик рассказывает о собственной психотравме.


Вот например одна девушка из жюри хвалит одно произведение:

"Это как «Краткий курс счастливой жизни», только в сегменте young adult, как сериалы на Первом – ты смотришь, понимаешь, на какие крючки тебя поймали, а оторваться невозможно".

А вот она хвалит другое произведение:

"Собственно, я бы посмотрела фильм по рассказу «Человек послушный» – на мой субъективный взгляд, это очень кинематографичное произведение, дающее и режиссеру, и сценаристам большой простор для воображения".

Внимание, вопрос: какую фразу из моего романа процитирует эта девушка, говоря о том, что в книге всё стало "не так"? Ответ очевиден. Это будет фраза из того абзаца, где герой издевается над современными сериалами и их сценаристами.

Конечно, эта болезнь - голливудизация русской литературы - заслуживает отдельного бичующего исследования. Ведь тяжёлых симптомов уже очень много. Все эти выпускницы сценарных курсов на должностях редакторов. Все эти киношники со своими номинациями в литературных конкурсах. Весь этот уродливый язык телевизионных негров типа Яхиной и Филипенко, которых вдруг стали раскручивать как "большую литературу". Но мне лень разбирать это отдельным постом, поэтому выпишу лекарство прямо здесь: киношников надо гнать из русской литературы поганой метлой. А самой литературе - идти в противоположную сторону от кино, как сделала живопись при появлении фотографии - только так живопись выжила в импрессионизме, сюрреализме и во всём том, чего фотография делать не умела. Для литературы это тем более актуально в ситуации, когда Голливуд может умереть: кому нахер будут нужны все ваши армии линейных сценаристов?

Ну а теперь - про вторую опасную болезнь, на примере рецензий многоуважаемого Владимира Березина. Обостряется эта болезнь в конце лета, когда ИИ (Известное Издательство) подбрасывает труженикам литературного процесса - нет, даже не книгу, но лишь обложку и название новой книги Пелевина. Однако даже этой сухой косточки достаточно, чтобы породить море постов и гадательных колонок. А уж в день выхода целой книжки литературные труженики прямо теряют сон: им надо за день-два проглотить 700 страниц шуток пелевинского юмора, и оперативно отчитаться об этом в различных изданиях. Неудивительно, что происходят обширные поражения мозга. Какая-нибудь экзальтированная женщина обязательно расскажет, что она видела Пелевина во сне. А какой-нибудь серьёзный мужчина расскажет, как он пил с Пелевиным в подворотне.

После этого плотину прорывает окончательно: литературоцентричные граждане начинают видеть Пелевина везде - в новостях, в супермаркетах, в порнофильмах. И конечно, в книгах других авторов они постоянно видят Пелевина. Скажу вам по секрету: для такой аберрации зрения даже не нужен человеческий мозг. Вот компания Google однажды научила свою нейросеть распознавать собак. А потом они стали показывать той нейросетке разные пейзажи, или портреты учёных, или например колбасу краковскую - но ссученная нейросеть везде видела собак.

Я очень надеялся, что Владимира Березина минует чаша сия, и он не вольётся в эту оргию пелевинобесия. Либо, влившись на время для смеха, отольётся обратно живой и невредимый. В конце концов, ничего страшного в том, чтобы сравнить какого-то писателя с Пелевиным. Ну, можно и второго писателя сравнить с Пелевиным. И третьего можно сравнить, смешная же шутка получается, да? И вообще мужчина в расцвете сил в нашей свободной стране может себе позволить семь раз пошутить одинаково! Но вот дальнейшие повторы настораживают. Я надеялся, что хотя бы на восьмой рецензии у Владимира наступит ремиссия.

Увы, не наступила. Ну, тогда давайте воспользуемся любимым правилом психотерапевтов: если болезнь не сдаётся, ею нужно гордиться. Ехал Пелевин через Пелевин, видит Пелевин - в реке Пелевин. Давайте просто назовём это песней, или тренажёром слепой десятипальцевой печати по методу доктора Шахиджаняна. Всё это найдёт своих поклонников в кластере бывших советских граждан.
Tags: кино, книги, футурология
Subscribe

  • Тарковский для бедных

    "Если ты пойдёшь с нами, мы будем звать тебя Стокгольм." (La Casa de Papel) После моего обзора западных сериалов товарищи по палате спрашивают,…

  • сороки

    Собирая календарные приметы для " Солнцеворота", обнаружил, что борьба с праздником весеннего равноденствия одинаково безуспешно шла как в…

  • Супермен и Люся

    Забавный пример того, как сделать мировой пиар с помощью "ценителей поэзии". 4 марта какая-то жёлтая британская газета пишет, что в США найдено…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments