Тот ещё Шелли (lexa) wrote,
Тот ещё Шелли
lexa

Category:

Вайс против Штирлица

Тут у нас в СМИ очень разрекламировали немецкую клинику "Шарите", которая спасает разных старичков от новичков. Но предыдущим поколениям эта клиника известна совсем другими достижениями: именно в "Шарите" рожала радистка Кэт из "Семнадцати мгновений весны", причём во время родов она закричала по-русски, и медики тут же донесли об этом в гестапо.

И я вот сейчас вдруг понял, что этот эпизод с радисткой и двумя кульками детей, которые она тащит по Берлину - единственное человеческое место в том невероятно занудном многосерийном фильме. С детства помню это ощущение застывшей серости (чёрно-белости) на экране, где ничего не происходит, но очень много говорят пафосным голосом с печальными лицами крупным планом.

Недавно это ощущение ещё больше усилилось на контрасте - я пересмотрел другой советский сериал, "Щит и меч", снятый на пять лет раньше. Вроде та же студия, и сюжет похожий, но фильм совершенно другой. Очень динамичный, а какие яркие там женщины, одна другой краше! И как тонко работает с ними разведчик Вайс - одной дарит конфеты, другой щенка, третьей отвешивает тонкий психологический комплимент. Да и мужиками он манипулирует не хуже.



Ничего подобного не делал картонный Штирлиц с застывшим лицом. А вместо женщин в "Семнадцати мгновениях" - сплошные старики. Что на стороне фашистов, что на противоположной. Пастор Шлак и профессор Плешнер - надо ж такие имена придумать!

Почему эти фильмы такие разные? Ну, я нашёл только одну возможную причину. "Щит и меч" снимал (и был соавтором сценария) Владимир Басов - сын военного, он и сам провёл четыре года на фронтах Великой Отечественной, и только после этого пошёл в кино. А вот "Семнадцать мгновений весны" делала Татьяна Лиознова по сценарию Юлиана Семёнова. Ни она, ни он на войне не были. Зато они были очень идейные.

Добавка из комментов: Скорее всего, не только бэкграунд режиссёров, но и само время съёмки этих фильмов сильно повлияло на результат. "Щит и меч" снимали в 1967-м - это всё ещё "оттепель", движуха и красивые женщины. А "Семнадцать мгновений" это 1973 год: уже начался застой, Брежнев и все вот эти старики, играющие в ментальные игры.
Tags: женщины, кино, ретро
Subscribe

  • сказочный баянист

    Первую книжку с политкорректными пародиями на классические сказки я встретил в Штатах в 1994 году. Начиналась она с Красной Шапочки, где и Волк был…

  • deadly secure #15

    После моего поста про трудности робоперевода товарищи по палате спрашивают - а правда ли, что выражение "комната грязи" выдало Навального как агента…

  • Супермен и Люся

    Забавный пример того, как сделать мировой пиар с помощью "ценителей поэзии". 4 марта какая-то жёлтая британская газета пишет, что в США найдено…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • сказочный баянист

    Первую книжку с политкорректными пародиями на классические сказки я встретил в Штатах в 1994 году. Начиналась она с Красной Шапочки, где и Волк был…

  • deadly secure #15

    После моего поста про трудности робоперевода товарищи по палате спрашивают - а правда ли, что выражение "комната грязи" выдало Навального как агента…

  • Супермен и Люся

    Забавный пример того, как сделать мировой пиар с помощью "ценителей поэзии". 4 марта какая-то жёлтая британская газета пишет, что в США найдено…