Тот ещё Шелли (lexa) wrote,
Тот ещё Шелли
lexa

Category:

топор для навигатора

Читаю новые рецензии на "Верёвку" и продолжаю убеждаться в том, что Дровосек, Страшила и Лев (разные типы читателей) имеют прямо-таки врождённую разницу вкусов. Раньше эту разницу пытались замазать литературоведческими теориями, в которых один тип читателя объявлялся "эталонным", под него и должна была подстраиваться "правильная" литература. Теперь появилось более демократичное понятие "навигация", когда разнообразие вкусов считается нормальным, и каждому читателю уже на уровне аннотации или книжного обзора предлагается выбрать "свою полочку" и не мучиться с другими книжками. Во многих случаях и обложка срабатывает в качестве фильтра. А иногда всё ясно по одной букве в названии.

С "Верёвкой", как мне казалось, читателям будет легко определиться, поскольку там в первой же главе рассказано о том, как оно написано и для кого. Там главный герой прямым текстом отказывается от банальных линейных детективов - в пользу книги другого типа, где "нет сюжета и морали, никакой проторенной дороги, лишь сеть едва заметных тропинок, тонких ассоциативных связок, переводящих читателя от одного фрагмента к другому, как в японской ренге или в люсидном сне".

Увы, даже такая явная, заранее подсказанная навигация не всем понятна. Выпускница Литинститута им. Горького и сценарных курсов "Мосфильма" Екатерина Писарева в своей рецензии буквально "шаприт по методичке":

"Хочется призвать на помощь редактора, который наверняка помог бы сделать текст выверенным и избавил бы его от лишних фрагментов, размышлений и избыточностей, которые определенно приятны автору, но мешают развитию сюжета".

Чего-чего? Помахать редакторским топором, чтоб поместилось в Инстаграм? Да ведь это рецепт деревянных солдат из редакции Елены Шубиной, где выпиливают убогие линейные сценарии для "Первого канала"! Хотя даже ежу понятно, что в век телевизоров литература должна двигаться ровно в противоположном направлении, чтобы оставаться самостоятельным искусством.

Так может, лучше просто призвать на помощь другой тип читателя и критика? Такого, которому лишние фрагменты в книге не мешают, а совсем наоборот:

"Под незатейливым сюжетом лежит гигантское пространство деталей и идей. Ты путешествуешь по нему вместе с героями, постоянно удерживаясь, чтобы не заглянуть в Википедию и проверить правда ли то, что пишет автор. Чаще всего это правда".

При столкновении таких разных рецензий возникает резонный вопрос: а каково вообще критику бродить с топором в эпоху мирной сегрегации и навигации? Не мучают противоречия, показанные выше?

Мне кажется, есть два решения, позволяющих критику сохранить лицо. Одно - как делает Галина Юзефович, которая на самом деле не критик, а книготерапевт, зарывший свой топор. Она вообще всех авторов по головке гладит, приговаривая: "И ты молодец, и ты молодец, и даже ты, безграмотный фашист, всё равно молодец!". Под таким соусом из ста цветов книжная навигация действительно может работать без топора. Правда, такому доброму критику неизбежно будут говорить, что он растит слишком много сорняков в своём палисаднике.

Второй вариант - размахивать топором можно, но везде добавлять "я" или "на мой вкус". И никаких абсолютных обобщений. То есть вместо слов "мешают развитию сюжета" писать примерно так: "мешают лично мне, Екатерине, следить за сюжетом, потому что мне надо сегодня прочесть ещё 700 страниц Пелевина и длинно-длинно пересказать его в "Новой газете", приплетая туда для объёма Булгакова, Гоголя, Оруэлла, Филипа Дика, Кропоткина, Тома Уэйтса и ещё кучу лишних избыточностей и размышлений, параллельно с сотней таких же вымученных рецензий в других газетах, до чего же скучная у меня работа, господи, чтоб вы все сгорели с вашими толстыми мужланскими романами, избавьте меня от избы ваших избыточностей, не могу больше жить в этой проклятой стране!!!".

Вот такой персонализированный язык спасёт вас, товарищи критики, от получения грубых обобщённых ярлыков в ответ. За такой честный язык вам будет респект и уважуха.

Но с другой стороны, мы же любим обмениваться ярлыками, это всегда было главным развлечением Рунета. Поэтому можно и дальше писать рецензии, как раньше. Веселей будет! Просто не дёргайтесь, когда вас снова назовут деревянными солдатами Елены Шубиной.



Tags: женщины, книги
Subscribe

  • интеллект, иммунитет и другие ИБ-изобретения

    В прошлой статье я рассказывал о косяках машинного обучения – и о том, что такая ситуация загоняет искусственный интеллект в развлекательные сферы,…

  • бумажный телескоп

    «Слова у нас, до важного самого, в привычку входят, ветшают как платье», писал Маяковский. А я, признаться, регулярно забываю эту простую истину.…

  • ковид и хакеры

    В четвёртом выпуске подкаста "Смени пароль" обсуждаем с Сашей Гостевым и Серёгой Головановым, как пандемия повлияла на кибер-преступность и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • интеллект, иммунитет и другие ИБ-изобретения

    В прошлой статье я рассказывал о косяках машинного обучения – и о том, что такая ситуация загоняет искусственный интеллект в развлекательные сферы,…

  • бумажный телескоп

    «Слова у нас, до важного самого, в привычку входят, ветшают как платье», писал Маяковский. А я, признаться, регулярно забываю эту простую истину.…

  • ковид и хакеры

    В четвёртом выпуске подкаста "Смени пароль" обсуждаем с Сашей Гостевым и Серёгой Головановым, как пандемия повлияла на кибер-преступность и…