Тот ещё Шелли (lexa) wrote,
Тот ещё Шелли
lexa

Category:

Рамблер, который всегда с тобой

Сходил сегодня в баню, после чего опасно расслабился, и кликнул не туда. Прямо как в палиндроме - нажал кабан на баклажан - и вот я уже читаю невероятную новость из параллельной вселенной, где будущее адски перемешано с прошлым.

Оказывается, компостная куча под названием "Рамблер" до сих пор существует. Более того, эту кучу купил "Сбербанк". Более того, они инициировали уголовное дело против создателей Nginx.

Тут можно сказать много тёплых слов. Но поэт должен быть краток, да? Поэтому самое главное я уже сказал. Компостная куча - это не ругательство, это метафора. На компостной куче могут вырасти прекрасные цветы. Но как говорил Шри Ауробино, красоту лотоса нельзя вывести из свойств навоза, на котором вырос лотос. И сама навозная куча так и остаётся навозной кучей, какие бы цветы на ней не выросли.

"Рамблер" стал родиной множества крутых проектов и звёзд Рунета. Но их успех объединяло одно условие - они вовремя смылись из этой навозной кучи. Потому что такого многолетнего идиотизма в управлении компанией, как в "Рамблере", не бывало нигде больше в Рунете.

Ну а для тех, кому такой комментарий кажется слишком лаконичным - предлагаю кусок мемуара, где более красочно описано то самое детство Рунета в той самой компании:

Язык динозавра

Если погрузиться во внутренности корпоративной твари, выращенной на отечественной ферме, то и здесь можно обнаружить дурное влияние русской литературы. Компания «Рамблер», в проектах которой мне довелось работать, создавалась по принципу, озвученному героиней Чехова: «Если бы губы Михаила Владимировича да приставить к носу Антона Борисыча, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Ивана Иваныча...»

Только не надо мне говорить про примитивную женскую логику: за сто лет до чеховских барышень 18-летняя англичанка вполне грамотно описала, что происходит с существами, сшитыми из нескольких разных трупов. Так что дело не в женском мышлении, нет. Дело в том, что не в России написали Франкенштейна.

Особенно странно выглядели в динозаврской шкуре мои давние сетевые знакомцы. В течение пары лет можно было наблюдать, как постепенно, очень медленно и нехотя, прическа старого раздолбая Лени Делицына становится все короче, а его костюмы — все темнее. Хотя умище никуда не делся. Левону по-прежнему можно было задать умный вопрос на миллион долларов и получить правильный ответ одного из лучших аналитиков Рунета. Но в «Рамблере» его работа состояла лишь в том, чтобы рисовать графики, на которых линия справа поднимается выше, чем слева — и никаких лишних умных вопросов такая работа не предполагала. Да и от кого? Ведь такой вопрос может возникнуть только у человека, похожего на самого Делицына больше, чем на орган динозавра.

Позже я открыл, что и другие рамблюди, составляющие ткань корпоративного монстра, тоже вполне вменяемы. Увидеть это нелегко. Можно годами встречаться с человеком в коридорах, обмениваться ничего не незначащими приветствиями — и вполне логично считать его полным зомби. Другое дело, если удается зацепиться языками в курилке, а ещё лучше — на пьянке. Ба! А человек-то, оказывается, — человек!

Но как ни мал мозг динозавра, тварь чувствует вредные флюиды человечности. На лестницах появляются надписи «Штраф за курение 500 рублей», число мест для курения сокращается. «Можешь курить на кухне», — подмигивает мне ночной охранник. Охранники — наши люди. В случае чего они первыми перестреляют директоров.

А пафосизация тем временем продолжается. В коридоре монтируют стойку с несколькими постоянно работающими телевизорами. Телевизоры дружно показывают заграничные научно-познавательные сериалы десятилетней давности. Но с рамблерным логотипом. Видимо, для тех, кто вышел пообщаться в коридор и потому рискует забыть фирменную символику.

Дальше — больше. Невзирая на то, что само слово «rambler» означает бродягу-пьяницу, по корпоративной почте расходится приказ о запрете спиртных напитков на работе. На вахте появляются журналы для отметок прихода и ухода. Кажется, ещё немного, и дойдет до запрета колец в носу, как в РБК.

Но нет, не дойдёт. Как ни подсовывай нам Запад свои примитивные визуальные знаки различия, мы все еще остаемся самой читающей страной. Зато читающей буквально. Да-да, и тут проклятая литература. Если создание российской корпорации проходит по чеховско-франкенштейновскому принципу, дальнейшим её развитием полностью управляет слоган.

Не знаю, под каким девизом жил динозавр, пока я работал в «Ленте.Ру», «Новостях высоких технологий» и «Медновостях». Формально эти проекты входили в холдинг, но существовали отдельно. Когда же я оказался в главном офисе, стены украшал слоган «Всё в одном».
Первой ответной мыслью была строчка из Цоя: «Но не многие знают, в каком!» А затем сразу стало ясно, что это пародия на «Яндекс. Найдётся всё».

Именно пародия — потому что слоган конкурента, случайно или нарочно, сработан по всем правилам рекламной фоносемантики. Фраза «Найдётся всё» состоит из тех же звуков, что и название «Яндекс». На том же поэтическом приеме основаны лучшие слоганы хайтек-компаний Запада:

You can. Canon
Life's Good. LG
In touch with tomorrow. Toshiba

Казалось бы, с великими традициями русской поэтической школы замутить такую игру слов — как два байта обнулить. Нужен девиз для женской секты «Грудное Вскармливание»? Пожалуйста: «ГВ вместо говна!» Нужен лозунг для коммунистов? Ещё проще: «Копрофилы, вперёд! КПРФ». А кто пойдет за «Клинским»? Самый клинический!

Как-то я нашёл в одной из переговорных старую открытку, посвященную семилетию компании. На открытке - простая надпись: «Рамблер Рядом». Видимо, был у них человек, который мыслил в правильную сторону. Мыслил не особенно далеко — иначе написал бы просто «Рамблер: ура, бля!» Но всё равно к нему пришел белый плантатор в пробковом шлеме и стал пиздить по рукам железной линейкой, приговаривая: «Не пиши оригинальных слоганов, сука, не пиши! Помни, что мы — пародийная компания!» После этого, наверное, и появилось «Всё в одном».

Запрет на спиртные напитки совпал с приходом в «Рамблер» креативного директора Юрия Грымова и его нового корпоративного стиля. Отдельным пресс-релизом было рассказано о том, какие преимущества дает всему холдингу «цвет морской слюны». И конечно, новое лого.

Не знаю, во сколько обошелся компании этот креатив, но с учетом динозаврской логики Грымов был гениален. С одной стороны, ему удалось нарисовать супер-пародийный значок, похожий на десятки чужих значков из самых разных сфер — от круглых иконок «Макинтоша» до обложки последнего диска «Sigur Rós». Это идеально совпадало с пародийным образом «Рамблера», так что линейкой Грымова не били.

Но было в этом значке еще кое-что. Если задуматься, что он символизирует... Хороший логотип ведь должен как-то отражать сферу деятельности, да? Незадолго до этого я переделал лого «Мамы.Ру» — вместо старой невнятной картинки вышло простое и узнаваемое изображение тетки с ребёнком, которое одновременно напоминало цифру «8». Вместе с подписью «Мама.Ру» это смотрелось почти как открытка «8 Марта». Я был страшно горд своим креативом. Пока не увидел грымовский.

Блин, как он обошел меня в тонкости намека! Другие еще гадали, что же это такое: тумблер автомагнитолы? колесо от «мерседеса»? Но я видел глубину. Новым логотипом «Рамблера» стала дверца от стиральной машины. Прачечная. Деньги туда, деньги сюда. Гениально.

Однако на этом творческий порыв креативного директора иссяк. В новом слогане компании фоносемантикой по-прежнему не пахнет. Зато чувствуется запах динозавров высокого помёта. По городу только что развесили рекламные плакаты Microsoft, где написано что-то типа «Вы слепые дятлы, а мы видим будущее». Напротив них висят плакаты Ростелекома: «Вы говорите — а мы вас, козлов, связываем». А по телику крутится совсем уж издевательский ролик стиральной машины Indesit: «Мы работаем, вы отдыхаете».

Чем тут ответить Грымову? Как донести до других динозавров сообщение, что пользователи «Рамблера» — тоже лузеры, а сам он крутой Ти-Рэкс? Ну дык, чего мудрить: «Ты ищешь — мы находим».

Капитану Врунгелю с его яхтой «Бедой» остаётся дымить в сторонке. Хотя, как верно заметил один знакомый, этот слоган Грымов мог бы гораздо дороже продать в рекламный отдел ФСБ.

(Кто не догадался - это был кусок из романа "Худловары")
Tags: книги, ретро, хайтек
Subscribe

  • футурология - наука или нет?

    Если вы не дошли до нашей лемологической конференции, можно посмотреть её в записи на YouTube. Только сразу предупреждаю: там дюжина докладов, это…

  • китайская грамота

    "Китайское правительство озаботилось и тем, как проводят досуг юные граждане. Снижение объема домашних заданий не предполагает зависания в…

  • вопрос про колледжи

    В продолжение детской темы - я тут обнаружил, что большинство моих знакомых, как и я, имеют высшее образование, и никто не разбирается в культуре…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • футурология - наука или нет?

    Если вы не дошли до нашей лемологической конференции, можно посмотреть её в записи на YouTube. Только сразу предупреждаю: там дюжина докладов, это…

  • китайская грамота

    "Китайское правительство озаботилось и тем, как проводят досуг юные граждане. Снижение объема домашних заданий не предполагает зависания в…

  • вопрос про колледжи

    В продолжение детской темы - я тут обнаружил, что большинство моих знакомых, как и я, имеют высшее образование, и никто не разбирается в культуре…