Тот ещё Шелли (lexa) wrote,
Тот ещё Шелли
lexa

Category:

мечта о супер-школе

Эту статью я написал для осеннего выпуска журнала "Мать и дитя". Большинство изложенных идей скоре всего уже знакомы давним читателям моего блога. А картинка для привлечения внимания - вообще из советского журнала 80-х. Но какой же русский не любит поиграть на старом баяне? Особенно когда на носу - День Учителя, и активистки в школьном родительском чате настаивают, что нашему классному руководителю нужно обязательно подарить "букет из колбасы".

future_science

Недавно мой старший, восьмиклассник, сообщил, что нашёл ещё одну хорошую школу с химическим уклоном. Хочет поступить. Думаете, я поддержал? Не очень. Идея спецшколы у нас витает с первого класса. Сын тогда пришёл домой с прекрасным наблюдением: «Пап, ну почему ты меня в эту школу записал? Я сегодня прочитал, как она называется - СРЕДНЯЯ! То есть для дураков!»

В началке мы как-то замяли этот вопрос. Начальное образование во всех школах примерно одинаковое. Тут главное - правильно выбрать классного руководителя; поверьте, это решает многие проблемы на следующие четыре года. Однако в четвёртом классе тема продвинутой школы всплывает во всей красе. В нашем случае - тем более: я ведь сам закончил физмат-интернат. И дети об этом знают. Это как бы круто. Значит, им тоже надо «поступать».

На практике - есть нюансы. Я попал в интернат как призёр областной математической олимпиады. Но я не увлекался математикой! Мне нравилось заниматься фотографией, читать фантастику, рисовать, играть в лапту, ходить на рыбалку. Спецшкола отрезала большинство из этих увлечений. Да, родители считали, что это обеспечит мне будущее. До сих пор сомневаюсь, что будущее настало благодаря, а не вопреки.

С тех пор в программах спецшкол мало что изменилось. Набор специализаций очень однобокий. Можно получить лишние 10 часов математики в неделю, включая субботу. Или - лишней биологии. Или - иностранного языка. То есть сидеть и зубрить ещё больше.

При этом даже в продвинутых школах по-прежнему нет предметов, которые нужны «по жизни». Там не учат компьютерной безопасности, не курсов «первой помощи» и самообороны, нет риторики и музыки. Нет почти ничего, что можно делать руками. С удовольствием вспоминаю работу на токарном станке - уроки труда в моей обычной школе, до поступления в математическую.

В общем, я решил: пусть лучше школа у моих детей будет простая, чтоб не мешала внешкольным занятиям. Зато внешкольное образование можно гибко и разнообразно наращивать.

И эта схема работает. Оглядываясь назад, сам удивляюсь, сколько кружков посещал мой старший. Астрономия, ракетостроение, квадрокоптеры. Химия с фейерверками и радиоэлектроника с молниями (зато теперь он знает технику безопасности лучше меня). "Юные географы" с походами и сплавами, "Этичный Хакер" со взломами и защитой от них. Спортивная гимнастика, айкидо, футбол, школа лонгборда. Не всё сразу, конечно. Куда-то он ходил только год, куда-то ходит до сих пор. А средняя школа – тихонько коптит и не мешает.

Но в седьмом классе жажда продвинутого вернулась. Обычная школа задолбала, сказал сын. Может, в продвинутой хоть люди поинтереснее.

Ну, как сказать. Увлечение математикой отрицательно коррелирует с общительностью. Может, поэтому я почти не вижусь с одноклассниками. И совсем не помню нашего классного руководителя - он был математик, людьми не интересовался.

Хотя некоторые знакомые, учившиеся в спецшколах, говорят, что у них действительно "была атмосфера". Правда, это про старые спецшколы. Которые не соревновались за рейтинги, а скорее, были альтернативной системой образования. Чтобы протащить такое в стране победившего равноправия, нужен был серьёзный научный авторитет. Как у академика Колмогорова, поддержавшего систему физмат-интернатов при университетах. И атмосферу там делали люди науки.

Но потом наука в стране загнулась. Что же осталось в этих школах? Рейтинги? Тут хитрость в отборе. В спецшколу берут только тех, кто решает олимпиадные задачки на экзамене. Так они и дальше будут хорошо решать - но это не заслуга школы.

Зато другие признаки «атмосферы» неутешительны. Депутат нашего муниципального округа рассказывает в блоге: люди массово покупают прописку в доме, который прикреплён к соседней спецшколе - чтобы устроить туда ребёнка. Миллион рублей за регистрацию. В одной квартире прописывается по 30 человек. Какую «атмосферу» можно создать с такими людьми?

Но я не стал вываливать свои сомнения на сына. Пусть сам посмотрит мир. Да и вообще это полезный квест - проверить себя, сдав экзамены сразу в три спецшколы.

И он поступил. И мы хвастались друзьям. Дальше всё предсказуемо. Его интересовала химия, но его химико-биологический класс оказался гораздо больше специализирован на биологии. Я сам искал ему учебник, по которому они занимались - "Ботаника для преподавателей вузов". Это в седьмом-то классе! При этом усиленная программа съела всё свободное время и отсекла множество увлечений, но не принесла радости - лишь постоянное ощущение "недотягивания".

В итоге через год сын вернулся в обычную школу. А как насчёт интересных людей? Если коротко, то сейчас его друзья - те, с кем он ходил в походы на кружке. А вовсе не те, с кем сидел в спецшколе.

Но мечта о правильной школе у него осталась. Вот нашёл ещё одну химическую. Может, попробует туда в десятый поступить. Правда, на днях он высказал новую идею: школу не менять, а просто завести репетитора по своей любимой химии. И это разумно. В оригинале у греков «школа» означала именно учителя: «Школа Пифагора», «Школа Эпикура». Может, пора к этому вернуться?


PS:
Моя книжка для родителей "Сядьте на пол" когда-то лежала на сайте Sbor-nik.ru. Но в прошлом году этот сайт закрылся, и потому книжка переехала на "Литрес". Однако переехала она без отзывов, и лежит там как неродная. Поэтому у меня просьба к тем, кто читал "Сядьте на пол" - зайдите пожалуйста на страницу книжки и поставьте там оценку. А ещё лучше - напишите там отзыв! Заранее спасибо.
Tags: дети, книги, наука, школа
Subscribe

  • пустые щи

    Варил на днях щи. Классические такие, по батиному рецепту, с квашеной капустой и костью. И вспомнил, чего я давно не ел: щей из крапивы. Обычно как…

  • пояснительная записка

    Решил я тут посмотреть, а что за текст начитал Глуховский в "Тотальном диктанте". Посмотрел. Нихрена не понял. Там по сюжету тётка рассказывает про…

  • как вылупить классика из современника

    Много лет назад в школе я задал провокационный вопрос нашей учительнице по литературе. Почему, спросил я, мы изучаем эту скучную классику, а не более…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments