Тот ещё Шелли (lexa) wrote,
Тот ещё Шелли
lexa

Category:

Братство кольца: история одной подделки

Пришло письмо из Международной ассоциации верёвочных фигур. Пишут, что собираются опубликовать мою статью про астрономию чукчей - но при этом просят указать номера страниц в цитируемых источниках. Вот чорт, подумал я. Вот же педанты. У меня там на каждый чих указан источник, а им ещё и точные страницы подавай.

И надо же такому случиться, что в эти же дни я обнаружил удивительный пример противоположного отношения к науке. Началось банальнейше: решил найти какой-нибудь старинный охотничий календарь для одного будущего проекта. "Яндекс" вывалил мне в ответ вагон новостей о том, как в городе Сыктывкаре три года назад установили "древний коми промысловый календарь", где месяцы изображены в виде девяти животных. И теперь у них там каждый год горячие дебаты - на какую из главных улиц города переставить этот главный культовый объект древней комяцкой культуры? Пишут, что в сентябре его поставили на улице Интернациональная:

komi-calend-panoram

komi-calend-street

В целом, арт-объект получился симпатичный, особенно на фоне прочего уродства современной архитектуры и скульптуры. Ну и я заинтересовался. И пошёл смотреть, откуда ноги растут у этого звериного календарика. Ниже - шокирующие результаты небольшого исследования.


Итак, памятник изготовлен на основе небольшого (вроде браслета) бронзового кольца, которое в 1975 году нашёл школьник на берегу реки Вычегды, и передал местному археологу. Археолог авторитетно датировал находку - I тысячелетие. В 1987 году другой местный аналитег заявил, что звери на кольце - это годовой календарь, где указаны объекты охоты на каждый сезон. Потом ещё один аналитег нашёл там дни равноденствия, фазы Луны и вообще полный сакрал с астралом.

И вот теперь, если вы сделаете поиск по словам "коми промысловый календарь", вы найдёте стопицот научных статей, дипломов, диссертаций и даже школьных презентаций, где рассказывается про этот самый календарь как свидетельство высокой финно-угорской культуры X века.

Ради экономии времени я не буду здесь разбирать клинический бред про "календарную расшифровку". Скажу только, что Железный Занавес очень способствовал развитию шизофрении в исторических науках Советского Союза. То есть, если какой-то западный Хейердал хотел изучить загадочные фигуры острова Пасхи, он просто ехал на Пасху и изучал. А если он хотел сравнить одну находку с другой - он ехал в другое место и сравнивал, умудряясь лично проследить исторической путь какой-нибудь ракушки каури от тропических Мальдивов до арктического Готланда. Советские же любители загадок, будучи невыездными, занимались диванными исследованиям фотографий и рисунков. И в огромных количествах находили там "забытые языки", "сакральные символы" и прочие приветы инопланетян. Календарная фантазия про комяцкое кольцо - ровно из той же оперы.

Но опера на этом не кончается. Наоборот, начинается самый хардкор. Давайте посмотрим на это колечко в музее Сыктывкара:

komi-calend-muzei

Вы верите, что эта бронзовая штучка со всеми мелкими деталями так и пролежала в земле (или на берегу реки) тысячу лет? Я - не очень. Вот более реалистичные изображения старинных колец со зверями, которые найдены в Пермском крае в конце XIX века - правда, тут зверей поменьше:

perm-ring3



perm-ring1

Видимо, именно с этих пермских пряжек и был срисован комяцкий новодел. Да, я понимаю, это звучит неприятно для местных ценителей исторических корней. Но, товарищи, я не виноват в том, что во всём вашем крае не нашлось ни одного вменяемого учёного, который просто поехал бы и сравил три бронзульки.

Да что там учёный! - я уверен, что даже нумизмат-любитель на этом месте легко отличит новодел по целому ряду признаков. К примеру, что нарисовано на обратной стороне "коми промыслового календаря"? Ничего? Серьёзно? А вот на обороте пермского кольца есть рисунок:

perm-ring2

Что мне тут нравится, так это птички! Которых нет на комяцком кольце. Неужели в Коми на птицу не охотились совсем, потому что все деревья были заняты белками и крокодилами? Есть более простое объяснение: создатель "промыслового календаря коми" просто не видел вторую сторону пермского кольца: оно лежало под стеклом в музее, и все картинки срисовывались только с одной стороны.

Ну и чтоб два раза не вставать, давайте ещё немного копнём в сторону социального инженеринга. Если комяцкое кольцо не было найдено на берегу реки, то откуда мог его принести археологам простой советский школьник? Или может, десятиклассник Николай Латкин был совсем не простой?

"...А с устья Печоры, в свою очередь, тоже мчится поезд, и несется на нем господин Латкин с свежею печорскою семгою и кедровой шишкой в руках, как доказательство крайней необходимости дороги в этот кишащий естественными богатствами край"

Это писатель Салтыков-Щедрин пишет в 1872 году про Николая Васильевича Латкина — известного золотопромышленника и географа, члена Императорского Русского географического общества. Отец его Василий Николаевич Латкин, владелец золотых приисков на Енисее и основатель "Печорской компании" (пароходство и сплав леса), тоже был крупный исследователь русского Севера, автор "Заметок о самоедах" и "Карт устья Печоры". Именно эти самые Латкины были первыми серьёзными этнографами, изучавшими коми-зырянскую культуру (пруф, много букв).

Конец XIX столетия вообще был золотым веком русской этнографии, которая закончилась с революцией и с тех пор не поднималась выше плинтуса. И именно тогда, в конце XIX века, откопали "Пермский звериный стиль" - который в настоящее время больше напоминает сувенирный бизнес. Хотя первые копии и подделки наверняка появились уже во времена тех самых Латкиных - ежели баре плотют червонец за ржавую бронзулю, так мы им энтих бронзулей наштампуем зараз...

Короче, у школьника Фродо Бэггинса Николая Латкина в 1975 году были варианты, откуда принести кольцо. "Берег реки", как уже сказано, едва ли может обеспечить такой качественный сохран бронзы в течение 1000 лет. Логичнее рассмотреть альтернативные версии - либо прадедушкин чердак, либо школьный кружок "Юный литейщик". Ну и дальше всё завертелось. Один пацан определил историю целого культа.

Но это ещё не конец. Хорошая авантюрная история даже в последних строках должна давать читателю намек на продолжение приключений. Поэтому вот вам вишенка на торт:

"На церемонии открытия арт-объекта почетное право сдернуть покрывало со стелы было предоставлено сыну того самого Николая Латкина, который обнаружил бронзовый артефакт, – Николаю Николаевичу Латкину".


PS. Прошлые приступы моей этнографической горячки:

Сказки индейцев Навахо
Верёвочные игры Сибири
Астрономия Севера: родичи-преследователи


Tags: нанополитика, наука, ретро
Subscribe

  • пояснительная записка

    Решил я тут посмотреть, а что за текст начитал Глуховский в "Тотальном диктанте". Посмотрел. Нихрена не понял. Там по сюжету тётка рассказывает про…

  • deadly secure #15

    После моего поста про трудности робоперевода товарищи по палате спрашивают - а правда ли, что выражение "комната грязи" выдало Навального как агента…

  • трудности перевода для чайников

    На днях дети прогнали меня с кухни, где они смотрели «Гарри Поттера», а я пил чай и всем мешал своими комментариями. Кажется, я окончательно доконал…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments