Тот ещё Шелли (lexa) wrote,
Тот ещё Шелли
lexa

Categories:

Можно ли обучить управленца

Встретил в метро очередную рекламу проекта Kidzania, где дети могут играть в разные профессии. В рекламе была нарисована девочка в медицинском халате с подписью "Ася, заведующая отделением". Сразу вспомнилось, что в других плакатах той же рекламной кампании фигурировали и другие управленцы: "Требуется директор магазина", "Требуется директор по маркетингу" и так далее.

В принципе, мода понятная: если взрослые верят, что на курсах MBA можно обучать "идеальных сферических управленцев" без обучения конкретной предметной области, то в конце концов это дойдёт и до детей. Однако мне доводилось встречать в жизни этих "эффективных менеджеров", и я сделал два вывода.

(1) Управленцу необходимо владеть предметом. Невладеющий эффективным быть не может. Однако вот парадокс: такие менеджеры постоянно встречаются вокруг. Секрет их существования - "перегретая" среда, в которой есть условия для паразитизма. Как правило, это сильно коррелирует с размером организации. В стартапе из десятка человек подобный абстрактный управленец не выживет ни за что. А вот если в компании уже несколько сотен человек, если она уже нашла своего потребителя и "процесс идёт", то к этому процессу практически всегда примазываются паразиты, которые эффективно приписывают себе чужие достижения, а провалы, наоборот, эффективно объясняют чужими ошибками.
Но чтобы попасть на такую работу, не нужно MBA. Нужен либо хороший "социальный лифт", либо специфические способности паразита, которым не учат в бизнес-школах (где вы видели курс "Как украсть чужие заслуги" или "Как свалить, пока не началось"?)

(2) Существуют люди, которые тяготеют не к паразитизму, а к достаточно честному управлению - им действительно интересно создавать "из ничего" компании
и решать организационные задачи. Можно ли где-нибудь "прокачать" такие способности? Поскольку это одна из самых социальных профессий, то было бы логично обучаться ей именно на практике. Причём в такой среде, где есть сильная обратная связь и сразу видно - что получилось, что не получилось. А это значит, что среда должна быть противоположна тому, что описано в пункте (1) - ведь если ты сидишь на спине у динозавра, который своим ходом движется, ты вряд ли можешь понять, каково твоё влияние на этого динозавра. Грубо говоря, участие в военных действиях учит менеджменту лучше, чем MBA.

Так что для Аси из рекламы, которая мечтает стать "заведующей отделением", было бы логично начать со "Скорой помощи". И вот что самое забавное: если зайти на сайт проекта Kidzania, там действительно можно найти профессию "Врач скорой помощи".  А профессии "Заведующая отделением" там нет. И ни одного "Директора" там тоже нет. То есть в данном случае недобросовестный рекламщик, рисовавший плакаты, показал нам свои собственные паразитические фантазии.
Tags: нанополитика, школа
Subscribe

  • перколяция (2)

    Он постучал, и не дождавшись ответа, поднялся на чердак. Сын лежал на соломенном матрасе, глядя в стену. Антон поставил тарелку с пельменями на стол,…

  • перколяция (1)

    (В последнее время я много ругал чужие книжки и фильмы, а своих новых текстов давно не показывал. Ну что ж, устроим просмотр мини-сериала, который…

  • deadly secure #15

    После моего поста про трудности робоперевода товарищи по палате спрашивают - а правда ли, что выражение "комната грязи" выдало Навального как агента…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments