Тот ещё Шелли (lexa) wrote,
Тот ещё Шелли
lexa

Category:

Тайны русской литературы

Старший сын дошёл в школе до той клинической русской литературы, которую надо научно объяснять, иначе ничего не поймёшь. На всякий случай выложу свои объяснения и здесь тоже: вдруг кому ещё понадобится.

Как известно, в клинической русской литературе есть три главные тайны. Зачем Герасим утопил свою Муму, почему Болконский всё время ехал воевать, и по каким параметрам Раскольников выбрал старуху-проценщицу.


Начнём с Герасима. Мог же просто отпустить собаку, мог вместе с ней уехать- нафига топить? Нелогично с точки зрения 12-летнего школьника. Но взрослого человека не проведёшь. Он знает, что у Тургенева были странные садо-мазо-отношения с Полиной Виардо. Она водила его на цепочке и хлестала плетью, повторяя отношения бедного Вани с его суровой матерью. В школе об этом не рассказывают из соображений морально-этических. Но если бы рассказали, сразу стало бы ясно, что повесть "Муму" - типичная фантастика в жанре "обмен разумов". Тургенев представил, что его барское сознание перенесено в тело простого немого крестьянина (ну выдумал ваще!), а его махозистская любовь материализовалась на молекулярном принтере в форме 3D-собаки.

Теперь Болконский. Одна красивая жена, другая красивая Наташа - а он всё к коням бежит, всё ему кровавые баталии подавай. Зачем? Тут надо знать генетику и нейробиологию. Непонятно, почему их не изучают в школе, а вместо этого гадают на кофейной гуще литературы. Хотя современная наука вполне позволяет проанализировать ДНК писателя Толстого. Если не хочется в могилах рыться, можно взять у родни - у Фёклы там или у Тёмы. И убедиться в наличии гена DRD4, аллель 7R. Носителей такого гена не удовлетворяет обычная доза дофамина. Всех удовлетворяет, а его не удовлетворяет. Бол Конский, одним словом.

Интересный поворот был бы, если бы этот герой вместо Наташи Ростовой завёл себе кошку. Кошки переносят токсоплазму. Не кони, Карл, а кошки! Токсоплазма бесплатно увеличивает выработку дофамина в мозгу. Нужно совсем немножко пожить с кошкой, чтобы сменить войну на разумное, доброе, вечное. Например, заняться игрой в рулетку, как делал передофаминенный Достоевский, о котором ниже.

Ну и наконец, про старуху-процентщицу. Любому школьнику понятно, что Раскольников мог получить гораздо больше денег, причём без мокрухи и моральных терзаний, если бы обобрал пьяного офицера, или залез бы в дом какого-нибудь пошлого дворянина и стянул серебряные ложечки. В школьных методичках пишут, что Достоевский специально выбрал эту старуху как неприятного человека, которого не жалко. Да бросьте! Бухой офицер или дворянин-передаст - куда более противные паразиты. Почему всё-таки процентщица?

Ответ можно найти, если вы разбираетесь в современной экономике. Ну или просто вспомните, что пару лет назад вы работали не меньше, чем сейчас - но теперь на ваши заработки можно купить в два раза меньше вещей. Что значит "рубль упал"? А то и значит. Недорубили старушку-то, как завещал Фёдор Михалыч. И эта недобитая процентщица масштабировалась так, как не могли бы масштабироваться ни офицер, ни дворянин. Потому что финансы - это информационный бизнес, а информационные угрозы растут экспоненциально в сильно связной среде.

Как Достоевский прочухал эту идею, которую через сто лет будут повторять физик Илья Пригожин, математик Бенуа Мандельброт, биолог Ричард Докинз и биржевой трепач Нассим Талеб? Всё дело в эпилепсии Фёдора Михалыча. Известно, что у людей на грани эпилептического припадка правое полушарие мозга переходит в режим "турбо" и выдаёт гениальные решения. Увы, это состояние озарения неуправляемо и длится очень короткое время. Ну, это примерно как написать одно правильное слово в длинном, скучном и неправильном романе.

Тут же становится понятно, почему Достоевского так любила советская власть. Хотя не было в его романах ни классовой борьбы, ни построения светлого будущего. Однако нравился Достоевский советским людям. Потому что он ясно сказал: рубите, рубите процентщиц, в них корень зла, три мировые войны и двенадцать финансовых кризисов! Так и вышла революция. Вышла, да не дошла.

PS. Товарищи по палате спрашивают, почему моих книг не проходят в школе. Тут всё гораздо тоньше. Мои книги не только отсутствуют в школьной программе. Они зачастую и на бумаге отсутствуют, и в Интернете. Это так называемые "отрицательные книги". Отрицательная книга может уничтожить обычную книгу, если их читать вместе. А хорошая отрицательная книга аннигилирует сразу три десятка положительных. Просто разрывает их в пыль, как того хомячка. Спешите в отрицательный мир! - разнос школьной математики будет как раз во второй части.

Tags: дети, книги, наука, школа
Subscribe

  • бумажный телескоп

    «Слова у нас, до важного самого, в привычку входят, ветшают как платье», писал Маяковский. А я, признаться, регулярно забываю эту простую истину.…

  • книги, которые подрывают

    Все мои прошлые статьи на «Альтерлите» были ругательные, и я решил для разнообразия написать о хороших книгах. Хотя нет, так не…

  • культурные диалоги

    - Пап, ты знаешь какие-нибудь песни Цоя? - Все. - А вот эту знаешь? (включает на мобильнике) - Это "Пикник". - Вот она мне нравится! Ну и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments