Тот ещё Шелли (lexa) wrote,
Тот ещё Шелли
lexa

Categories:

Дети, взрослики и Интернет

Сходили с Китом в симпатичное "Муми-кафе" на презентацию системы родительского контроля SafeKids от "Лаборатории Касперского". Кит там был единственным ребёнком, что не помешало ему задать самый каверзный вопрос - может ли ребёнок взломать эту систему, если воспользуется функцией напоминания забытого пароля (пароль придёт на почту родителей, которая частенько доступна детям). Ещё он хотел спросить, какими алгоритмами они вычисляют сайты сект, однако не успел - этот каверзный вопрос задал какой-то взрослый дядька. В целом, довольно познавательное мероприятие для 11-летнего пацана. Всяко лучше, чем школьная линейка "по итогам четверти", которую он благополучно закосил ради этого.

Я же между тем узнал, что Алексей Ходорыч теперь работает главредом "Классного журнала". И в свою очередь рассказал ему, почему сам расстался с работой в родительских веб-проектах.



Когда в 2011 году я пришёл в SUP, чтобы делать Letidor, у меня было два интересных стимула - не считая собственных детей, которые были главным стимулом; однако делать родительские сайты можно было и в других компаниях, и предложения такие были. Но в "Супе" мне, во-первых, предложили сделать "самостоятельный стартап" (и первое время это удавалось). Во-вторых, там был "Живой журнал", один из лучших движков для работы с сообществами, и его можно было использовать (и первое время это удавалось).

Тут надо слегка отскочить в прошлое и заметить, что лучшим из родительских веб-проектов, где я работал главредом, по-прежнему остаётся Eva.ru доктора Владимира Волошина: минимальная команда из 4-5 человек много лет поддерживает огромное, но правильно выстроенное форумное сообщество, которое само себя модерирует и развивает. Однако при всех плюсах, там был некоторый потолок развития; Eva.ru не могла себе позволить некоторые интересные сервисы, которые хотелось сделать - хотя активные зародыши этих сервисов мы давно видели в нашем сообществе (например, совместные покупки появились на "Еве" за много лет до всех "Групонов"). Короче, было интересно, можно ли выйти на более высокую ступень организации сетевых сообществ при наличии других бизнес-моделей.

Первой такой моделью было "сообщество бренда". Идея давно болталась в воздухе, Дима Андрияшкин не раз писал об этом в своих манифестах гонзо-маркетинга на "Вебпланете" - но мы никак не могли понять, почему не видно хороших примеров на практике. Вначале было представление о крупных корпорациях как о тупых динозаврах, которые просто не воспринимают никакую передовую модель, пока не увидят её у другого животного такого же размера. Однако после 2007 года они всё-таки увидели интернет-сообщества, и вроде бы начали их делать. Но при всей мощи брендов, их сообщества не взлетали выше плинтуса, уровень организации был примерно как у форумов 90-х годов; пределом развития стало "нагнать группу Вконтакте".

Ответ на этот вопрос я получил вместе с опытом сообщества Agulife.ru, которое мы сделали в агентстве Deluxe Interactive по заказу "Вимм-Билль-Данна". Проект вышел отличный, c множеством интересных фич, которых не было в других родительских сообществах. Например, там были карты для поиска компаньонов на прогулках с детьми. Была программа лояльности, которая переводила "карму" активности на сайте в реальные подарки от бренда. Была правильная связка Календопедии с обсуждениями в форумах: на Еве меня расстраивало, что активные, но хаотичные форумы живут отдельно от полезных, но статичных статей - а тут мы придумали, как сделать, чтобы эти две формы жизни дополняли друг друга.

Увы, по прошествии года работы проекта стало ясно, что рекламный отдел русского отделения "Вимм-Билль-Данна" тоже хочет кушать - и им не нужны слишком хорошие и самостоятельные сообщества бренда; тем более что люди, заказавшие нам этот проект, ушли на повышение, а новеньким рекламщикам хотелось показать собственные "достижения" и получить собственные выгоды. Проект передали другому агентству, и хотя он до сих пор жив, но тоже в районе плинтуса.

Стало понятно, что примерно так происходит и в других брендах: мало какой рекламный интернет-проект может прожить дольше годового цикла, им это невыгодно - но не самому бренду, а его локальному рекламному отделу, который функционирует как пиявка на слоне.

Приход в "Суп" был попыткой проверить другую модель: можно ли создать более успешное сообщество в рамках медийного холдинга, который имеет в своём активе одну из крупнейших площадок для сообществ - "Живой журнал". Увы, это тоже оказалось утопией. "Суп" так и не научился нормально продавать свою блогосферу. И будучи в 2013 году слит в "Рамблер-Афишу", сервис "Живой Журнал" вернулся к старым трюкам типа "баннер побольше". Проект Letidor, начинавшийся как активное и живое сообщество letidor.livejournal.com, превратился в полудохлый битрикс-сайт с глянцевыми микро-статьями о беременных знаменитостях. Продажная афишная хипстерня едва ли могла придумать что-то другое.

Но есть ещё одно свойство "Рамблера", которое отличает его от других медиа-холдингов: это некромантия на перегретом грунте. Видимо, после некоторого критического времени работы в Интернете домен настолько оптимизируется, что собирает трафик даже при минимальном обновлении; гора остаётся видна всем издалека, даже если это гора мусора. Это позволяет "Рамблеру" выделывать странные танцы с трупами проектов, которые не успели удрать на стадии стартапов. А удрали, кстати, многие, и в этом смысле навозная тепличка "Рамблера" была полезна. Но оставшиеся - это печальная картина жизни после смерти. Они не могут просто закрыться, как в обычных издательских домах закрываются прогоревшие журналы. Нет, трупы на кладбище "Рамблера" продолжают шевелится на общей верёвочке трафикообмена.

Три месяца назад какой-то рамблеровский трупоед переименовал сообщество letidor.livejournal.com в сообщество family-rambler.livejournal.com. Думаю, таким образом трупоед отчитался о развитии нового проекта "Рамблер-Семья". Было бы интересно увидеть, как они это впарили руководству: "Мы полагаем, что смена названия сообщества на более длинное и никому не известное резко повысит продажи ненужных шмоток" - так и сказали небось?

В общем, сайты для родителей скатываются в плинтус со страшной силой, и я больше не ходок в эту сторону. Что не исключает моего участия в родительских сообществах - просто я излечился от "культа инструмента". Успешное сообщество можно создать и без олигархов, и без медиа-холдингов, и даже без специальных родительских сайтов. Как это делать, уже рассказывал в статье "Правила игроделов".
Tags: дети, хайтек
Subscribe

  • сказочный баянист

    Первую книжку с политкорректными пародиями на классические сказки я встретил в Штатах в 1994 году. Начиналась она с Красной Шапочки, где и Волк был…

  • deadly secure #15

    После моего поста про трудности робоперевода товарищи по палате спрашивают - а правда ли, что выражение "комната грязи" выдало Навального как агента…

  • Супермен и Люся

    Забавный пример того, как сделать мировой пиар с помощью "ценителей поэзии". 4 марта какая-то жёлтая британская газета пишет, что в США найдено…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments