Тот ещё Шелли (lexa) wrote,
Тот ещё Шелли
lexa

Categories:

Трудно быть кубом

Я некультурный человек. Я сразу понял это, когда почитал, что пишут культурные люди про фильм Германа-среднего “Трудно быть богом”. Они пишут о свободе и рабстве, о вере и отчаянии, о высоком предназначении и низких страстях, а также о многих других понятиях из словаря антонимов. Когда они говорят, что фильм снимался 15 лет, они цокают языком, как знатоки дорогого коньяка. И даже когда они молчат, то делают это так многозначительно, что сразу понимаешь – культура.

А что думает некультурный человек вроде меня? Он думает простые и грубые мысли. Например: почему главного героя, прогрессора и человека будущего Румату играет “цыплёнок табака” Ярмольник? А где тогда Хазанов или хотя бы дочь его?

yarmoknik_hazanov


Конечно, культурный человек легко найдёт ответ на эти глупые вопросы. Он расскажет про особый закон диалектики, согласно которому не особо популярный комический актёр на старости лет обязательно становится популярным трагическим актёром, если упорно работает. Ну, это я и сам могу понять. Когда одно и то же лицо мелькает на экране сорок лет подряд, когда даже второсортного актёра мы видим чаще, чем своих друзей и родственников – получается очевидный взлом системы распознавания “свой-чужой”. Именно этот психологический хак использует реклама с рожами актёров: “свой плохого не посоветует”, как бы говорит она.

Однако те же культурные люди с серьезным лицом пишут в обзорах, что изначально роль Руматы должен был играть Александр Лыков. И даже начали его снимать, но он решил одновременно сняться в телесериале, и Герману это не понравилось. А сериал был типа “Улицы разбитых фонарей”, с ролью питерского мента. Тоже очень серьезная роль, если учитывать, что до этого Александр Лыков играл в основном комических гопников и алкашей:

lykov
aleksandr_lykov27


Но что же тогда получается? Дело вовсе не в духовном росте актёра Ярмольника. Просто Герман специально искал на роль Руматы комического фрика, откровенно носатого товарища. И если бы Ярмольник тоже ушёл в менты, роль Руматы вполне могла бы достаться юмористу Хазанову. Это не шутка.

Культурный человек, конечно, и здесь найдёт культурное объяснение: это такой многозначительный намёк. Может, Герман хотел нам сказать, что Румата - действительно “цыплёнок”. То есть не прогрессор он вовсе, а высланный в провинцию Буратино Фарбер Хлестаков. А может, на прогрессивной Земле дела ещё хуже, чем в космическом Арканзасе, и даже носы  длиннее. Тонкие аллюзии, не правда ли? В конце концов, у Тарковского главный сталкер тоже был истерическим задротом, хотя в оригинальной книге всё наоборот.

Но у некультурного человека получаются более простые объяснения. Я думаю, что Герман просто показал нам профессиональную работу спецслужб по системе полковника Станиславского. Вот лично вы кого бы послали агентом в Средневековье? Как бы вы замаскировали его, чтобы он там не спалился? Да вы же ничего не знаете про Средневековье! И писатели не знают, и историки. А знает только только одна наука - криптоанатомия. Но и она знает достоверно только одну вещь: в Средневековье у людей были Очень Странные Носы. Вот несколько рентгеновских снимков, доставленных нам по каналу прямой связи из Средневековья:

Hieronymus_Bosch_055

goya

Так вот почему пост-советские граждане испытывают шок от фильма Германа! Он смело взорвал киношный стереотип о красоте главных героев, особенно агентов-засланцев. Столько лет буржуазная потребительская мораль, а вслед за ней кровавая советская пропаганда, навязывали нам с экранов эти симпатичные лица! Но ведь настоящий демократ знает: быть красивым – некрасиво. “Потому что нельзя”, как поёт группа Белый Орёл. Нужно быть толерантным и политкорректным по отношению к некрасивым людям. А когда вы показываете им красавчика Вячеслава Тихонова или миленькую Чулпан Хаматову, вы фактически разжигаете. Да-да, по отношению к большой социальной группе.

В Голливуде тоже пытались сломать стереотип. Но очень медленно, чтобы сразу не шокировать граждан и не терять кассу. Год за годом понемногу увеличивалось число сериалов с фриками, таких как “X Files” или “Big Love”. Это были почти настоящие, почти демократические парады уродов, за исключением того факта, что пара главных героев по-прежнему обладала симметричными лицами. Или взять последнее революционное достижение пиндосов, сериал “Girls”, в котором главная героиня – толстая страшила. Но увы, у неё есть пара симпатичных подруг. Мерзкая тоталитарная красота продолжает держать зрителей за горло своей костлявой рукой.

Надо ли говорить, что только теперь, благодаря Герману-среднему, начинается великая эра некрофильского настоящего кино с настоящими уродами во всех кадрах! И как всякого гения, его не поняли на родине. А если бы он жил и творил за рубежом, то вместо одного фильма-долгостроя именно Герман-средний снял бы все десять, нет, все сто томов “Игры Престолов”! Кстати, вы уже догадались, кто в этом сериале – замаскированный прогрессор с Земли? Подсказка: он маленького роста и самый комичный. И с носом у него полная фигня, конечно.

PS. Культурные люди могут напомнить мне, что фильм “Трудно быть богом” снят по великой книге великих Стругацких, а в моей рецензии нет ни одной гадости об этом. Да-да, я читал эту книгу в детстве, просто потому, что все вокруг её читали. Но она не зацепилась в моей памяти. Есть пара других книг Стругацких, которые мне нравятся, и цитаты из них помню, и герои как живые. Но что касается ТББ, нет никаких эмоций вообще. Видимо, её вытеснили из памяти более яркие и глубокие книги на ту же тему – “Час Быка” Ивана Ефремова и “Тихий американец” Грэма Грина. А в кино по той же теме мне вполне хватает кривоносых прогрессоров из таких фильмов, как “Семь самураев” Куросавы и “Танцы с волками” Костнера. Короче говоря - трудно быть некультурным, но можно.

PPS. Остальные мои кинорецензии можно прочитать по тэгу Кино.
Tags: кино
Subscribe

  • бумажный телескоп

    «Слова у нас, до важного самого, в привычку входят, ветшают как платье», писал Маяковский. А я, признаться, регулярно забываю эту простую истину.…

  • книги, которые подрывают

    Все мои прошлые статьи на «Альтерлите» были ругательные, и я решил для разнообразия написать о хороших книгах. Хотя нет, так не…

  • про Носика

    За прошедшие четыре года я прочёл множество текстов про Антона, но сам не написал ничего нового о нём. Видимо, некрологи - не мой стиль, а мои лучшие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments