Тот ещё Шелли (lexa) wrote,
Тот ещё Шелли
lexa

Category:

Зачем нам столько писателей?

Примечание: Эта статья написана в октябре 2010 года для сайта "Имхонет". Вчера я хотел дать ссылку на неё в одной дискуссии, но обнаружил, что статья пропала с сайта в процессе редизайна. Поэтому сохраню её здесь для истории, а также для подтверждения сбычи прогнозов.



Читая здешние стенания о трудностях писательского заработка, я вспомнил историю, которая приключилась с моим сыном, когда ему было четыре года. Он собрал во дворе кучу палок - и решил продавать их прохожим. Но никто не покупал. Сын расстроился.

Конечно, я объяснил ему, в чем проблема. Но когда с такими же страданиями носятся взрослые люди - это уже клиника. Особенно писатели, которых у нас принято считать светочами разума. И вдруг светоч дает нам понять, что у него нет ни ума, ни фантазии, чтобы заработать. А что же у него есть? Смесь глупости с завистью? Но тогда лучший вариант помощи такому "таланту" - отправка на комсомольскую стройку.

Профессии вообще постоянно вымирают. В 60-е годы человек шел в технический вуз, потому что все шли, был такой стереотипный многообещающий сценарий эпохи НТР. Десять лет работал инженером на заводе, потом завод закрыли. Или заменили всех людей на роботов. Можно пожалеть опытного специалиста, который реально помогал обществу - и потерял работу.

Но сочувствовать тому, кто повалялся на диване с ноутбуком, накропал чего-то для собственного развлечения - и требует за это денег? No pasaran. Я и сам люблю валяться на диване. Или палки во дворе собирать с сыном. Или красивые камешки на море. Но зачем омрачать эти удовольствия глупой корыстью?

Ах, хочется заработать на пропитание? Тогда лучше сразу объяснить себе, что никто не будет покупать палки, собранные во дворе. Чай не XV век, писать умеют все вокруг! Забудьте профессию «писателя», и жить станет значительно легче – даже если вы до сих пор пишете.

Десять лет назад я выложил в Интернет роман «2048», и не получал за его чтение никаких денег. Тем не менее, я заработал на нем гораздо больше, чем если бы бегал по издателям. Потому что один из моих бесплатных читателей предложил мне вести колонку в глянцевом журнале (три статьи в глянце покрывают гонорар за целую книжку-роман тиражом 10 тыс. экз). А другой почитатель попросил написать сценарий для мультфильма (тоже коротко и дорого). А третий – поконсультировать веб-проект. И так далее.

В этом году роман вышел на бумаге. Думаете, наличие бесплатной интернет-версии мешает? Ничего подобного. На прошлой неделе была одна ежегодная тусовка деятелей Рунета. Мне предложили провести там презентацию с автографами. Я взял с собой ровно столько книжек, сколько влезло в карман – две штуки. Начал аукцион со 100 рублей. Шоу вышло очень веселое. Первый том с автографом ушел за 2040 рублей, второй за 5040. Следующий раз, возможно, даже не надо будет брать книг – только микрофон.

Кстати, многие знакомые музыканты уже давно забили на диски, которые в России не продаются – зато они прилично зарабатывают живыми концертами на корпоративах. Почему бы писателям так не зарабатывать, показывая свой ум и фантазию в живом диалоге?

А вот логичный ответ: потому что большинство «профессиональных» писателей в современной России - люди неинтересные. Они не делятся оригинальным опытом. Они списывают истории из чужих ЖЖ, кулинарных книг и википедий. Они "новелизируют" западные компьютерные игры, дописывают сериалы с заранее определенными картонными героями, не чураются автоматических переводов. Они считают, что редакторы обязаны исправлять все их косяки, фактически переписывать за них текст. А потом кто-то еще обязан их печатать и продвигать.

Понятно, что такой фальшивый автор не может выйти на живую сцену один и без ансамбля. Но именно этот шитый белыми нитками Франкенштейн является ролевой моделью для множества новых адептов ненужной профессии.

А ведь живые выступления были бы самым естественным фильтром. Сразу 90 процентов халтурщиков отмело бы. Какой же ты поэт, если твой стих не поется сам собой. Какой же ты писатель, если твоя история не рассказывается вживую, если ты не можешь ответить на актуальный вопрос.

А по результатам - и оплата на месте. Страшно, да? Ну так электрику тоже страшно на высоковольтные столбы залезать. Но залезает ведь.

Так что вперед - на сцену, на радио, на кафедру вуза, в детсад, в экскурсоводы, в онлайновые консультанты, наконец. Хватит плодить мертвые безадресные тексты, их и так завались уже.
Tags: книги, хайтек
Subscribe

  • бумажный телескоп

    «Слова у нас, до важного самого, в привычку входят, ветшают как платье», писал Маяковский. А я, признаться, регулярно забываю эту простую истину.…

  • книги, которые подрывают

    Все мои прошлые статьи на «Альтерлите» были ругательные, и я решил для разнообразия написать о хороших книгах. Хотя нет, так не…

  • про мобильный календарь

    Давно собирался сделать мобильное приложение из хайку-календаря, и даже разработчики нашлись, которые готовы помочь. Но сам я до сих пор не смог…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • бумажный телескоп

    «Слова у нас, до важного самого, в привычку входят, ветшают как платье», писал Маяковский. А я, признаться, регулярно забываю эту простую истину.…

  • книги, которые подрывают

    Все мои прошлые статьи на «Альтерлите» были ругательные, и я решил для разнообразия написать о хороших книгах. Хотя нет, так не…

  • про мобильный календарь

    Давно собирался сделать мобильное приложение из хайку-календаря, и даже разработчики нашлись, которые готовы помочь. Но сам я до сих пор не смог…