Тот ещё Шелли (lexa) wrote,
Тот ещё Шелли
lexa

Category:

Дивов, "Симбионты": пожалуй, худшее пиво

Собрался написать пару слов про новую книжку одной девушки. Но понадобилась мне при этом ссылка на другую рецензию - про Дивова. И так долго я вспоминал, где она была, что когда нашел, решил сюда перенести. Чтоб не терялась боле, ну и френдов повеселить. А про девушку уже после напишу.


# # # #

Когда-то давно, на "Втором нуле", я написал отзыв на книжку Дивова "Толкование сновидений". Самым фальшивым в книжке мне показалось повторение одной фишки: герой-лыжник дважды умудрился отрезать людям головы, прыгая на них с трамплинов. В комментах кто-то - а может и Дивов сам - написал мне, что на самом деле так задумано, в этом вся соль. Я так и не понял, почему соль должна быть фальшивой.

Начало "Симбионтов" наводит на мысль, что весь творческий рост Дивова за эти годы оказался количественным - он научился повторять одно и то же не дважды, а по многу-многу раз. Повторяются скучные штампы-слоганы ("надо мыслить системно" или "нам с вами еще работать и работать"), повторяются банальные идеи. Собственно, вся первая треть книги - это многократное повторение трех постулатов:

- микроботы это не наноботы
- микроботы должны быть репликаторами
- репликаторы могут глобально изменить мир, и потому их запретили

Не знаю, в каком журнале 80-х годов Дивов выкопал эти идеи. Может быть, "Техника Молодежи" или даже Scientific American. Но знаю точно: журнальная статья с этими мыслями занимала не более страницы. У Дивова, с десятикратными повторами, это заняло более 100 страниц.

Мне даже подумалось было, что автор просто не перечитывал написанное. В пользу этой гипотезы говорит и появление в тексте слова "блядская". Дело в том, что Дивов панически боится не только мата, но и вообще любых человеческих ругательств в своих текстах. Раньше он трусливо ставил многоточия, заставляя читателя спотыкаться о слова типа "х...с" и "п...з". Теперь устраивает какие-то вымученные подстановки ("болтался, как навоз в проруби"). И даже гопники в "Симбионтах" не ругаются нормальным матом, они используют слово "мля". И вдруг через несколько страниц - "блядская". Неужели забыл перечитать?

Хотя, вспоминая лыжников-головотяпов, я готов согласиться, что повторы сделаны специально. Но с одной оговоркой: специальность в данном случае переросла в болезнь.

Вообще, существует несколько разных методов введения в книжку главного инструмента фантастики - фантастического допущения. Иногда автор (если он достаточно образованный и эрудированный) может красиво защитить свое допущение, прочтя читателю эдакую научную мини-лекцию. Так делали Жюль Верн, Лем, Кларк и другие представители настоящей НФ. Но можно добиться сильного эффекта и ровно противоположным путем - погружение в фантастический мир без объяснений вообще, зато образно и реалистично, словно автор с пишет с натуры какие-то обыденные вещи. Так писали Филип Дик и поздние Стругацкие.

Это сильные методы. Но встречаются и слабые. И по-моему, слабость напрямую связана с тем, что их авторы прибегают к фантастическому допущению не для расширения сознания, а для маскировки глупости. В "Детях Стекольщика" я описывал один такой прием на примере Лукьяненко: дети в качестве героев, это очень удобно - любую фантастическую штуку подросток может назвать "этой штукой" и не париться с деталями.

Дивов, очевидно, фанат другого трюка для слабых разумом Мильтонов - это зомбические повторы. Ровно то, что можно ежедневно видеть и слышать в рекламе: даже в коротком ролике бренд обязательно будет помянут 2-3 раза. Но зачем десять раз, зачем на сто страниц? За такой перебор даже из рекламщиков могут выгнать. Самое очевидное объяснение: писатель Дивов повредился умом. Слишком много увлекался НЛП. Нэлпер занэлпил себя сам.

Во второй трети книги, однако, наступает интересный просвет. Фантастические допущения начинают выстреливаться без объяснений. Отец главного героя всаживает своему умирающему ребенку микроботов, а затем активирует их с мобильника, причем "не глядя" (так и написано, sic! - ну типа машина подпрыгнула на кочке, и он не глядел, когда кнопки нажимал). Но это все фигня по сравнению с тем, как из главного героя вылезает "вертолетик".

Кажется, самое это слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом включает в Дивове совсем другой язык и другой жанр. Истории с вертолетиками близки к юмористической фентези, сказочке для взросликов. Это еще один модный способ внедрения фантастического допущения - шутка все стерпит. Кстати, способ самый любимый у современных русфантастов. Тут тебе и Лукин, и Олди, и даже фельетонщик Пелевин.

Но Дивов отчего-то боится писать сказочку. Какой-то комплекс чоткого пацана снова включает в нем чоткий пацанский жанр, эдакий "Голливуд по русски". Для экономии бюджета это кино можно снимать в одном коридоре. Вот идет по коридору шпионка, которую плохие послали, чтобы украсть хороших микроботов. Но она осознает и раскаивается, и уже бежит обратно по тому же коридору с группой хороших заговорщиков, чтобы украсть плохих микроботов. Через некоторое время движуха в коридоре опять меняет направление - все бегут спасаться от Неведомой Хуйни. И наконец, в коридор выходит мастер золотые руки, который всю книгу сидел и читал журнал, А тут он вдруг кричит, что родился в Советском союзе и учился в высшей школе КГБ. Само собой, он тут же включает бомбу, которая спасает мир.

В этом сценарии для фильма категории D писателю Дивову опять изменяет чувство меры на повторы. Представитель ФСБ оказывается не один. И у них, само собой, давно все схвачено, все идет по плану. Причем не только по безопасности, но и по науке - у них свои наноинституты уже есть, и уже в ЦКБ они лечат микроботами. И тут мудрое ФСБ вербует всех героев романа. Не одного или двух, а именно всех, от детей до олигархов. Даже плохих парней, и тех вербует мелким оптом.

Въедливый читатель на этом месте обязательно задумается, не завербовали ли самого Дивова. Едва ли. Я думаю, что Дивов, как и Пелевин, рекламирует ФСБ по личной инициативе. Это такая прошивка с детства.

Хотя в самом конце книжки есть неожиданный финт ушами. Тонущий в совке Дивов, аки тот Чапаев, последний раз высоко выныривает в эпилоге. Нам опять показан обрывок нормальной детской сказки. Коротышки изобрели невесомость и улетели на Луну.

Короче, резюме. Лично у меня "Симбионты" вызвали чувство жалости к автору. Потому что задумка сказочки, и само направление работы, тематика - все это выбрано очень правильно. Особенно на фоне Свалкеров и Некрогенезов, на фоне гниения Минздрава и дебилизации Минобразования. Но увы, задумка и реализация - как небо и земля. Не получился ни Носов, ни Крапивин. А получилось клиническое эфэсбэ головного мозга, выставленное напоказ.

В качестве лечения я бы прописал деревню, заграницу или пару детей. В целом, совковую болезнь уже не смыть ни водкой, ни мылом, но хотя бы можно научиться не позориться на публике.

PS. Ничего не пишу про "научную" составляющую книги, потому что ее там просто нет. Кому реально интересно про симбионтов, почитайте недавно вышедшую книжку биолога-эволюциониста Маркова "Рождение сложности". Вот где мозги сносит и прочищает качественно, причем без всякой фантастики.

А кому интересна сказка про нанотехнологии, выдержанная и в стиле, и в науке - так это роман Лазаревича "Сеть Нанотех", написанный на 15 лет раньше Дивова. Помимо удивительного совпадения с названием дивовской организации "Нанотех", там даже есть фраза "Сделано в СССР" -
http://lib.ru/LAZAREWICH/nanoteh.txt

А еще у Лазаревича есть энциклопедия "Ключ к будущему", написанная в 1994-98 годах. Рекомендую почитать там определение "дивовских" микроботов - опять же, за 15 лет до Дивова:
http://technocosm.narod.ru/k2f/microrobots.htm

Tags: книги, наука, ретро
Subscribe

  • книги, которые подрывают

    Все мои прошлые статьи на «Альтерлите» были ругательные, и я решил для разнообразия написать о хороших книгах. Хотя нет, так не…

  • культурные диалоги

    - Пап, ты знаешь какие-нибудь песни Цоя? - Все. - А вот эту знаешь? (включает на мобильнике) - Это "Пикник". - Вот она мне нравится! Ну и…

  • Дарвин и однополые

    В прошлом году в обзоре книг о поведении животных и людей я упоминал Карла Циммера ("Паразиты: тайный мир"). Сегодня порекламирую ещё одну хорошую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments