Тот ещё Шелли (lexa) wrote,
Тот ещё Шелли
lexa

Categories:

Виртуальная личность как торжество пост-модернизма

Прочел отличный старый пост Крылова с определением современного художника. Подумалось, что почти все пункты укладываются в более емкое определение Пикассо: "Плохие художники копируют, хорошие художники крадут". Некоторые цифровые юристы считают, что кража и копирование - это одно и то же. Но в искусстве, особенно с точки зрения зрителя, совсем другой коленкор: тут владелец не важен, а важен эффект. Кража просто переносит эффект в другое место. А вот копирование и повторение - убивают всю новизну.

И ещё мне сразу вспомнилось, что недавняя блохосферная война шишек против мишек выявила аналогичный поворот - про "непонимание современного искусства".  Ну это когда одни люди говорят - мол, писатель Шишкин, наехавший на воровской режим России, сам является вором, потому что копирует чужие тексты целыми абзацами.

А люди как бы продвинутые отвечают - да вы что, это же такое искусство, пост-модернизм! Просто вы его не понимаете.

И вот тут мне делается смешно. Я как раз понимаю пост-модернизм на все 146%. Могу даже рассказать о более продвинутой форме. О следующей стадии. Ибо сам там был.


В конце девяностых я дурил своих приятелей с помощью протестного виртуального персонажа по имени Мэри Шелли. Некоторые считали, что это нехороший обман, кража чужого доброго имени. А другие считали, что это такой новый литературный жанр, и даже устроили для Мэри номинацию "Виртуальная личность" в литературном конкурсе "Тенета". В любом случае, я свою игру закончил и покаялся, предварительно написав инструкцию по созданию виртуалов. Так что теперь, извините, я всяких других картонных героев насквозь вижу без рентгена.

Скажем, в истории Шишкина я не особо переживаю за то, что он скопировал тексты для своего романа у Веры Пановой. Наоборот, я полностью понимаю его ход мыслей. И продолжаю в том же духе: а что ещё он скопировал? Вот это красивое письмо писателя с отказом представлять Россию на ярмарке - это ведь тоже пост-модернизм, да? Ведь автор давно не живет в России - он просто работает с текстами. И если он делает заявления про российскую жизнь, логично спросить: откуда цитата? Из Марка Валерия Марциала, или какое-нибудь малоизвестное письмо Геринга Геббельсу? И все ли понимают, что пост-модерновый виртуал Шишкин сейчас сидит и хихикает - дескать, вот лохи, не распознали смешную цитату.

Или, скажем, некоторые на полном серьёзе пишут: "Борис Акунин сказал то, выступил за сё...". Граждане, учите матчасть! Нет на свете такого человека - Борис Акунин. Это виртуальный персонаж. Его автор, Григорий Чхартишвили, пытался писать серьезные книжки когда-то. Но они не продавались. И писатель прогнулся, начал заниматься по ночам пост-модернизмом. Поставил на поток байки про Фандорина, собранные из чужих сюжетов, чужих образов и чужого стиля. Тут стащил пару абзацев у Куприна, там японский детектив передрал...

Искусство ли это? Да вопрос вообще не в том. А в том, что сам автор, прикрывшись шуточной подписью Б.Акунин, ясно дал нам понять - это несерьезно, это фейк. И теперь, если появляется что-то ещё за подписью Акунина, или в блоге Акунина, надо включать у себя в голове красную лампочку: это фейк, литературная игра. Скорее всего, просто чужая цитата.

И таких примеров множество. Вот я решил однажды посмотреть, что такое "Гражданин поэт". В ролике пожилой и явно нездоровый мужчина прыгал с гитарой, хрипел и уродливо кривлялся, изображая Виктора Цоя. И выкрикивал текст: "Перемен? Хрен вам перемен!" Ну да, это искусство такое. Любой школьник знает. В возрасте около десяти лет очень популярны такие перепевки с туалетным юморком. Можно спорить, не стыдно ли поэту Быкову, что  самым популярным проектом его жизни останется пачка школьных пародий на чужие хиты, а не какой-нибудь свой, оригинальный и взрослый стих.

Но можно и не спорить - если ты понимаешь, как глубка и многослойна бывает виртуальность. Сетевыми спорами этого не выявишь. Однако можно подойти к Быкову на очередном митинге - и подёргать его за усы. Я соверешенно уверен, что маска отвалится, и под ней окажется хихикающий актер Сергей Безруков, завернутый в пуховое одеяло.

Кстати, передайте Безрукову, чтоб не забыл пристегнуть ходули, когда будет играть Маяковского. Конечно, пипл схвает и так, как схавали укороченного Есенина и безликого Высоцкого. Но мы, настоящие ценители пост-модерна, уже не терпим халтуры без серьезных спецэффектов. Поэтому ходули - как минимум.

PS.
На случай, если среди читателей попадутся особо щепетильные искусствоведы, добавлю, что описанные виртуальные личности - это ещё не самая высокая стадия пост-модернизма. Сама высокая показана у Грэма Грина в романе "Комедианты". Всем любителям революционного театра очень рекомендую эту книжку как практическое пособие.

PPPS.
Всё вышесказанное не исключает использования пост-модернизма таким особым способом, который изложен в известном анекдоте, где один панк говорит другому панку: "Поставь лучше Модерн Токинг, так меня стошнит побыстрее!" Специально для такого случая прилагаю актуальное видео:


Tags: книги, нанополитика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • перколяция (2)

    Он постучал, и не дождавшись ответа, поднялся на чердак. Сын лежал на соломенном матрасе, глядя в стену. Антон поставил тарелку с пельменями на стол,…

  • перколяция (1)

    (В последнее время я много ругал чужие книжки и фильмы, а своих новых текстов давно не показывал. Ну что ж, устроим просмотр мини-сериала, который…

  • пустые щи

    Варил на днях щи. Классические такие, по батиному рецепту, с квашеной капустой и костью. И вспомнил, чего я давно не ел: щей из крапивы. Обычно как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments